РЕЛИГИЯ
Вера в Создателя
Вера в Единого бога, Создателя, Творца или, как его называют в Аллионе – Бога-отца зародилась на территории бергтальской части нынешнего Ардона порядка девятиста лет назад в качестве замены древнему культу Четверых. Идея того, что мир должен был быть создан одной сущностью, ровно также, как и королевство должно быть не разрозненным союзом отдельных княжеств, а владениями одного короля, нашла свое воплощение во времена объединения Бергталя в одно довольно крупное королевство из нескольких обособленных земель. Распространяемая известными пророками и активно насаждаемая государственной властью, религия сначала охватила весь Бергталь, легко заменив плохо организованное, не имеющее на тех территориях центрального управления язычество, а после и Лантарон, когда две страны в 915 году объединились в Ардонскую кесарию. Действительный же источник информации о Создателе, как и человек, впервые подавший эту идею, неизвестен по сей день, однако во всех древних религиозных текстах осознание миром истинного положения вещей подается не иначе как божественное откровение, снизошедшее на правителей Бергталя, когда сам Создатель ниспослал им освобождение от мороков, наведенных предавшими его четырьмя демонами.
Тем временем, в соседних для Ардона королевствах язычество носит иной, более централизованный характер, условное управление которым идёт через самое северное королевство – Вальдален, которое и считается центром распространения самого культа Четверых. К тысячному году с создания мира Иврес находится в религиозной и политической зависимости от Вальдалена, а Аллион – в состоянии перманентных вооруженных стычек с островным северным соседом, который активно пытался распространить свое влияние не только на религию внутри Восточного королевства, но и на королевскую власть. Потратив более десяти лет на тайное изучение монотеистической религии юга и на установление контактов с единобожным Ардоном, в 1157 году, ивресский правитель Ренье Ришкур, занявший в свое время на троне место не оставившего прямых наследников дяди, при поддержке большинства герцогов, заявляет о принятии Ивресом истинной веры в Единого бога. Последовавшее за этим наступление северных войск принято считать началом национально освободительной войны, позже названной также Великой.
Война велась с переменным успехом, и, несмотря на то, что Ренье был готов к ней, военный потенциал севера на определенном этапе перевесил. На этом фоне брак ивресской принцессы Алиенор и аллионского короля Максимиллиана Рэйвенора оказался для Ивреса спасительным. Для восточного королевства он был поводом к принятию политически выгодного единобожия, для западного – фактором, который стал переломным в Великой войне. Аллионские армии, а позже и флот, позволили Ивресу перейти в контрнаступление, освободить свои земли, а позже расширить их, отбросив северян за пролив и окончательно закрепив за собой территории. Увы, война, ведшаяся немногим менее ста лет преимущественно на территории Ивреса, привела к разорению королевства и поставила под вопрос его экономическую независимость, на этот раз от Аллиона.
В 1227 году после смерти отца к власти в Аллионе приходит король Бейлор Рейвенор, и становление церкви Единого в королевстве меняет вектор. Бейлор, в отличие от отца, придерживается мнения, что сосуществование язычества и единобожия укрепит государство, раз и навсегда покончив с религиозными распрями. Разумеется, это не могло стать реальностью, пока аллионская церковь находилась в подчинении ивресской, которая в это время разворачивает гонения на язычников и колдунов, также пресекая любые возможные ереси. Переговоры между двумя странами, затянувшиеся на несколько лет, заканчиваются тем, что Аллион в знак вечной дружбы с Ивресом объявляет все долги западного королевства перед восточным погашенными. В ответ церковь Ивреса принимает решение признать независимость церкви Аллиона.
На данный момент Все три единобожные церкви континента являются независимыми и, несмотря на определенные разногласия, признают друг друга, позволяют межконфессиональные браки и считают законными обряды и таинства, совершенные в каждой из трех церквей.
Вера в Создателя, несмотря на то, что имеет один источник, весьма разнится в трех королевствах. Так, в Ардоне она имеет наиболее консервативный характер, отступление от веры (ереси, колдовство) считается серьезнейшим преступлением, и виновные заканчивают свою жизнь на костре. Церковь Аллиона наиболее либеральна, она фактически объединила в себе старую веру и единобожие, назвав Четверых сыновьями и помощниками Создателя. Иврес только недавно сделал шаг к некоторой либерализации, объявив, что Единый наделяет некоторых детей своих даром вершить чудеса его именем, тем самым отмечая их для служения Ему. Языческое колдовство, непризнанное церковью, чернокнижничество и поклонение четверым при этом все еще считается преступлением против церкви, однако самым серьезным наказанием для еретиков теперь является отлучение от церкви, что, впрочем, не отменяет того факта, что, лишившись ее защиты, такие преступники передаются светскому суду, который нередко выносит смертные приговоры.
Итак, если обобщить, то для Ардона легенда о создании мира и утверждении религии выглядит следующим образом: «Все сущее было создано единым Творцом, однако после того, как он покинул мир, старшие творения Его, ведомые алчными позывами и стремлением к власти в мире, обратились против Него, демоническими своими силами заставив людей поверить в их верховенство на Небе и на Земле. И только когда первым правителям пришло божественное озарение, мороки спали с глаз народа и вера дала ему прозреть».
В Ивресе она имеет некоторые дополнения: «Все сущее было создано единым Творцом, однако после того, как он покинул мир, старшие творения Его, ведомые алчными позывами и стремлением к власти в мире, обратились против Него, демоническими своими силами заставив людей поверить в их верховенство на Небе и на Земле. Создатель, помогая людям сбросить пелену ложных верований, даровал прозрение всем королям, а королей Ивреса признал наместниками Его среди смертных, и вернувшись в мир, даровал первому королю своё благословение и дочь свою в качестве награды за труды».
Аллион, в свою очередь, объединил в своих взглядях на сотворение мира и языческую, и монотеистическую концепцию, подав ее в следующем виде: «Мир наш был создан великим Творцом, а помогали ему в том четверо сыновей Его, оставшихся в мире для того, чтобы присматривать за людьми, ими же и порождёнными. Вернувшись в мир для того, чтобы помочь людям объединить веру и найти истинное знание, Создатель даровал кровь свою королевским династиям сначала Ивреса, а позднее, через них, и Аллиона, в знак в своей высшей благодати».
● Основным религиозным символом веры в Единого является крест, олицетворяющий двуединство божественной и королевской власти на земле.
● Существует множество различных монастырей, как крупных, так и более мелких, однако все они являются раздельными и существуют по тем же правилам, что и христианские монастыри в реальном мире.
● Вера в Единого во многом схожа с христианством, однако имеет несколько иную историю зарождения и в силу этого некоторые символы, такие, например, как распятие, служителями Единого использоваться не могут в силу объективных причин.
● Среди единобожников злые силы представлены бездной, в которую будут ввергнуты грешники, бесами (демонами), а также чертями, искушающими людей и приводящими их во грех. Именно эти определения повсеместно используются последователями Создателя в качестве ругательств.
● Человек обращается к Единому с помощью ежедневной молитвы. Приобщается к божественной мудрости через изучение священных книг и проповеди. Приближается к Создателю, проявляя присущие ему качества, например, милосердие (поэтому раздача милостыни является распространенной практикой), а также осуществляя возложенную на людей миссию – распространение истинной веры. Многие верующие совершают паломничества в святые места или к святым мощам.
● Церковь может выступать посредником между человеком и Единым, совершая религиозные таинства: венчание, имянаречение, исповедь, соборование.
● Высшей формой служения Единому считается монашеский постриг. Монахи дают необратимые обеты различной строгости, обязательным для всех является целибат, послушание и нестяжание. Последователи Единого, планирующее в будущем посвятить себя служению церкви и желающие занять высокий пост (выше настоятеля), принимают постриг. Довольно часто – ещё в юном возрасте.
Иерархия церкви одинакова в трех королевствах. Во главе ее стоит король, который считается наместником Создателя на земле. Король назначает архиепископа и подчиненных ему епископов (по одному в каждом герцогстве). Епископам в свою очередь подчиняются настоятели монастырей и священники, которые возглавляют приходы.
Глава церкви – Его Величество
Архиепископ – Его Высокопреосвященство
Епископ - Его Преосвященство
Настоятель монастыря - Преподобный Отец/Преподобная Мать (Его/Её Преподобие)
Священник - святой отец
Монах/монахиня - брат/сестра
Несмотря на разницу во взглядах на веру в трех королевствах, все трактовки сходятся в следующих тезисах:
—Создатель всеведущ и всемогущ, он является источником абсолютной справедливости и любви.
— Судный день наступит тогда, когда люди своими грехами переполнят чашу терпения Создателя. После Судного дня праведные воскреснут и будут жить вечно в идеальном мире, грешников же ждет небытие.
— Духовное превосходит над материальным. Поэтому духовники, занимающие достаточно высокие ступени в иерархии, дают обеты бедности, безбрачия и другие, ограничивающие плоть во имя возвышения духа. По этой же причине греховные мысли (зависть, гнев, гордыня) считаются не менее тяжкой провинностью, чем дела (кража, прелюбодеяние). Наиболее тяжкими грехами считается проявление неуважения к Создателю: поклонение идолам, нарушение обетов и клятв, принесенных в церкви, на священных книгах, именем святых.
— Люди равны перед Единым, но не равны в земной жизни, и это неравенство заложено в самой человеческой природе. Королевская власть исходит от Создателя, поэтому она абсолютна и неоспорима.